Большинство данных, с которыми работают компании, имеют географические привязки. Например, продажи клиентам определяются географическим расположением целевых групп. Геомаркетинг — это анализ географически локализованной пространственной информации для продажи и продвижения продуктов и услуг. Все клиенты имеют 2-3 адреса (проживания, регистрации, работы, учебы) и передвигаются достаточно логично между основными адресами. Выявление данных закономерностей позволяет «обучиться» и масштабировать алгоритмы. Гео-данные повышают качество принимаемых решений и эффективность действий по текущим и потенциальным рынкам, клиентам, медиа-планированию, привлечению и росту продаж.
Геомаркетинг имеет множество практических применений. Он помогает определить оптимальное расположение магазинов и филиалов, учитывая анализ демографических данных, потребительского поведения и конкурентной среды. Геомаркетинг позволяет компаниям доставлять рекламные сообщения и предложения, специфически нацеленные на определенные географические районы. Анализ конкурентной среды может включать анализ конкурентов, определение их расположения и оценку их воздействия на рынок. В целом, геомаркетинг помогает компаниям принимать более информированные решения, основанные на географических данных, и эффективнее взаимодействовать с клиентами. Рассмотрим применение геомаркетинга подробнее на примерах.
Бизнес B2C очень сильно привязан к географии. Даже если нет точек продаж, или 90% клиентов привлекается в интернете, клиенты живут, работают, передвигаются и принимают решения в материальном мире. Многие компании только начинают работать и использовать геомаркетинг и пространственный анализ и только некоторые стабильно увеличивают бюджет данного направления в 10 раз. Гео-данные и результаты гео-анализа становятся намного понятнее в результате визуализации. Мы разработали специальное решение для отображения гео-данных – ГИС Атлас для быстрого и легкого выполнения следующих задач:
Гео-кодирование данных (дополнение адресов пространственными координатами)
Укрупнение и зумирование до уровня города, региона, макрорегиона
Подключение информативных слоев по вашему рынку с высокой глубиной детализации
Создание и отображение расчетных слоев с целью оптимизации бизнес показателей
Для удобства отображения гео-данных и результатов пространственного анализа, мы
разработали собственную гео-информационную систему Атлас.
Визулизация top-down и bottom-up любых гео-данных
8 из 10 локаций успешны при использовании гео-данных, и 4-5 из 10 если гео-данные не использовались. Объективная оценка окружения – фундамент успешных решений по оптимизации точек. Каждая точка оценивается по влияющим параметрам из 2х основных категорий: плотность окружения и траффик. В каждой категории, из long-list выбираются предикторы для решения конкретной поставленной задачи, оценивается степень влияния и рассчитывается вес значения каждого показателя. Выбор определяется сферой и видом бизнеса и описанием целевой аудитории. В дальнейшем, вся информация и выводы используются многократно на всех стадиях жизни точки продаж.
Полный анализ потенциала гео-локации возможен только с использованием гео-данных и должен предоставлять следующую информацию:
Гео-кодирование данных (дополнение адресов пространственными координатами)
Укрупнение и зумирование до уровня города, региона, макрорегиона
Подключение информативных слоев по вашему рынку с высокой глубиной детализации
Создание и отображение расчетных слоев с целью оптимизации бизнес показателей
Для удобства отображения гео-данных и результатов пространственного анализа, мы
разработали собственную гео-информационную систему Атлас.
Визулизация top-down и bottom-up любых гео-данных
Для решения задач по потенциалу гео-локации, мы используем различные методы, включая анализ зоны покрытия, матрица расстояний, анализ доступности, точки притяжения, метод распределенного местоположения, скоринг, корреляционный и регрессионный анализ.
Преобразование адресов в географические координаты – первый необходимый шаг гео-анализа. В результате гео-кодирования, ваши внутренние данные (точки продаж, партнеры, клиенты) превратятся в точки на карте. Создание моделей на основании внутренних и внешних гео-данных позволит понять географическое распределение текущих и потенциальных клиентов, точнее оценить потенциал рынка и локации. Наши аналитики преобразуют ваши адреса в гео-коды быстро и с высокими показателями качества. У нас нет требований к качеству вашей базы адресов (не обязательно в формате ФИАС или КЛАДР).
Идеальное планирование учитывает все влияющие факторы. Планирование требует учетывать внутренние и внешние факторы. Все внешние факторы являются гео-данными или тесно привязаны к географическим координатам. Наша модель удобна для планирования, тестирования сценариев, и изменения структуры продаж. Гео-данные позволяют структурировать рынок по потенциалу продаж и обороту одного или нескольких товаров или услуг.
Цель изменения структуры продаж – оптимальное покрытие рынка мощностями продаж (представители, партнеры, сотрудники, реклама) для максимального использования потенциала и роста объема продаж. Внутреннее планирование кажется простым. На самом деле, это вопрос комплексного моделирования с учетом множества слоев информации: конкуренты, продукты, персонал, плотность и благосостояние населения, вид и качество трафика, реклама, бренд.
В результате:
Оценка влияния каждого фактора модели на целевой результат
Реалистичные и обоснованные цели для каждой точки, сотрудника - прозрачная модель
Умное снижение расходов и точечная работа с точками роста
Геомаркетинг позволяет обнаружить закономерности и масштабировать успех отдельных элементов на уровень всей сети. Мы можем найти максимальную концентрацию именно ваших целевых клиентов.
В рамках анализа целевых групп, возможны два подхода:
Описание целевой группы известно и ее легко выявить на основании соц-дем характеристик. Географический анализ покажет распределение (где живут) и движения (куда и когда перемещаются) целевой группы для любого региона. Возможно смешение нескольких слоев и поиск схожих характеристик.
Описание целевой группы нечеткое и непостоянное. В таком случае, геомаркетинг будет анализировать закономерности и тестировать алгоритмы, которые решают поставленную бизнес задачу в первую очередь на исторически накопленных ваших внутренних данных. Выводы для последующего использования будут протестированы на исторических данных или отдельной тестовой выборки.
На основании гео-модели можно утверджать, что в среднем 30-40% маркетингового бюджета могут быть неэффективны, и от них можно отказаться без ощутимой потери для продаж. Повышение эффективности происходит на основании внутренних и внешних данных, следующими основными способами:
Утилизация потенциала (окружение и траффик)
Выбор целевой группы
Учет конкурентов
Контроль откликов
Количество конкурентов на потенциальном рынке влияет на объем и стоимость продаж.
В рамках анализа конкурентов при планировании продаж мы предлагаем:
Анализ локации точек продаж конкурентов и степени их влияния на бизнес клиента
Сравнение и оценка конкурентоспособности продуктов и рекомендации по продуктовым изменениям с целью роста продаж, развития или удержания клиентов
Анализ проникновения конкурентов в целевой сегмент клиента
«Переманивание» клиентов у конкурентов
Поиск и анализ способов захвата рынка происходит посредством объединения накопленных внутренних данных данных по локации, и макроэкономических гео-данных. Все SWOT показатели компании максимально оцифровываются для масштабирования выводов и для детализации в конкретные действия и применения «на местах».
В результате, компании получают ответы:
Где находятся мои клиенты?
Откуда я получаю клиентов и какое у них географическое распределение?
Где концентрация моих продаж и о каких районах я ничего не знаю?
Чем похожи области высоких продаж?
На сколько мои продажи утилизируют потенциал локации?
Как сделать мою рекламу более адресной?
Какая из последних маркетинговых активностей была самая эффективная?
Насколько я правильно выбираю места размещения рекламы?
Сколько клиентов моей целевой аудитории не удалось достичь в рамках последних рекламных действий?
Как оценить благосостояние моей целевой аудитории?
Где сконцентрировано население с максимальной покупательской способностью?
Как спад продаж связан с действиями конкурентов?
Как переманить клиентов у конкурента?
Как проникнуть и быстро нарастить мою долю в конкретном доме, квартале, районе, городе?