Новости и пресс-релизы

Собщения о работе компании, новых проектах, продуктах и результаты иследований

В России выросло количество аптек: интерактивная карта

2 September, 2020

Компания Marketing Logic на основе данных аналитической компании AlphaRM подготовила интерактивную карту, отражающую динамику концентрации аптек в России по регионам. В целом по стране прирост количества точек составил 3%: с 4,5 на 10 тысяч человек в июне 2019 года до 4,6 в июне 2020 года.

По данным исследований AlphaRM, в июне 2020 года в России работали 67,9 тысяч аптек и аптечных пунктов. Это на 3% больше, чем годом ранее. Наибольшая концентрация аптек – 5,1 на 10 тысяч человек отмечается в Южном федеральном округе, на втором месте – Центральный ФО (4,9), на третьем – Уральский и Приволжский ФО (4,7). Далее следуют Сибирский ФО (4,6), Северо-Западный ФО (4,3), Дальневосточный ФО (4,1). Замыкает рейтинг Северо-Кавказский ФО с концентрацией аптек 3,4 на 10 тыс. человек.

«За последние три года мы наблюдаем увеличение концентрации аптечных учреждений. Но по сравнению с динамикой прошлых лет, прирост этого показателя стал более сдержанным и составил всего 3%. Мы видим и региональные изменения – в прошлом году по концентрации аптек на 10 тысяч человек лидировал Центральный федеральный округ, а в июне 2020 года максимум демонстрирует Южный ФО. Это не удивительно, ведь в этом году на юге укрепили свои позиции аптеки федерального и регионального уровня, а самыми активными оказались краснодарские сети «Магнит» и «Апрель», - говорит генеральный директор AlphaRM, эксперт фармацевтического рынка Анна Ермолаева.

Наибольшая концентрация аптек на июнь 2020 года по регионам России на 10 тысяч человек: Ненецкий автономный округ (7,7), Смоленская (6,4), Брянская (6,1), Калужская (6,1) области, Краснодарский край (6), Курская (6), Магаданская (5,9), Архангельская (5,8), Кировская (5,8), Ивановская (5,7), Московская (5,6), Костромская (5,6), Нижегородская (5,5), Тюменская (5,5), Липецкая (5,5) области.

Наименьшая концентрация аптек в июне 2020 отмечена в республиках Ингушетия (1,4), Дагестан (1,9), Чеченской Республике (2,2), республиках Тыва (2,5), Бурятия (3,4), Санкт-Петербурге (3,4), Москве (3,6), Амурской области (3,8), Приморском крае (3,8), Кабардино-Балканской Республике (3,8), Еврейской автономной области (3,9), Ленинградской области (4), Хабаровском крае (4,1), Волгоградской области (4,1), Забайкальской области (4,1).

ТОП-15 регионов по наибольшему приросту концентрации аптек за год: Республика Тыва (+29%), Чеченская Республика (+21%), республики Дагестан (+15%), Кабардино-Балкария (+13%), Ингушетия (+13%), Северная Осетия (+10%), Магаданская область (+9%), Карачаево-Черкесская Республика (+9%), Ростовская область (+8%), Республика Крым (+8%), Новгородская (+8%), Калужская (+8%) области, Камчатский край (+7%), Псковская (+7%), Самарская (+6%) области.

ТОП-15 регионов по наименьшему приросту концентрации аптек за год: Белгородская область (-14%), Еврейская автономная область (-9%), Владимирская область (-5%), Чукотский автономный округ (-5%), Курганская (-4%), Костромская (-3%), Нижегородская (-2%) области, Республика Саха/Якутия (-2%), Пермский край (-2%), Рязанская (-2%), Амурская (-2%) области, Республика Татарстан (-1%), Курская (-1%), Ярославская (0%), Ивановская (0%) области.

«Мы видим, что в целом ряде регионов России происходит и значительное повышение концентрации аптек, и рост потребления лекарств в упаковках и рублях. Это Республика Тыва, Чеченская Республика, республики Ингушетия и Кабардино-Балкария, Калужская область. В остальных случаях открытие новых точек не повлекло значимого роста потребления лекарств. Это может говорить о том, что в первом случае при открытии точек был проведён серьёзный геомаркетинговый анализ, показавший зоны неудовлетворённого спроса, а в других регионах спрос равномерно распределился между новыми и ранее существовавшими точками, и какого-то серьёзного влияния на потребление открытие не оказало. Скорее, это даже негативный фактор: «старые» лишились части прибыли, а «новые» недополучили. В краткосрочной перспективе может выиграть покупатель, но в долгосрочной концентрация аптек может снова снизиться – самые убыточные просто уйдут с рынка, что мы уже видим на нижних строках рейтинга», - говорит управляющий партнёр Marketing Logic Дмитрий Галкин.



Интерактивная карта концентрации аптек в России
Исследование потребления лекарственных препаратов
Исследование геодоступности аптек и поликлиник