15 September, 2021
На основе данных об аптечных продажах лекарственных средств в России за 2020 год, предоставленных исследовательской компанией DSM Group, аналитическая компания Marketing Logic составила интерактивную карту продаж препаратов в регионах страны.
По данным DSM Group, наиболее продаваемые лекарства и аптечные товары в России по количеству упаковок в год это (ТОП-10): цитрамон (более 77,5 млн. уп.), парацетамол (72,3 млн. уп.), ацетилсалициловая кислота (56,9 млн. уп.), бактерицидный пластырь (44 млн. уп.), омепразол (36,7 млн. уп.), цефтриаксон (29,3 млн. уп.), хлоргексидин (16,5 млн. уп.), активированный уголь (10,8 млн. уп.), нафтизин (10,1 млн. уп.), корвалол (9,3 млн. уп.).
При этом распределение наиболее продаваемых лекарств и аптечных товаров по регионам неравномерно. На карте отображены препараты и аптечные товары, входящие в ТОП-5 по количеству продаж в упаковках хотя бы в одном регионе России. Часть из них занимают лидирующие позиции практически по всей стране, часть – только в отдельных субъектах. И в каждом из регионов ТОП-5 лекарств и аптечных товаров отличаются, что создаёт различную аналитическую картину для каждого препарата и товара в масштабах страны.
На карте для наглядности показатели продаж каждого лекарственного препарата и аптечного товара отмечены цветами различной интенсивности в зависимости от градации по объёмам продаж в упаковках. Объём продаж, равный нолю, говорит о том, что регион не входит число субъектов, где выбранное лекарственное средство входит в ТОП-5 по продажам в упаковках, поэтому его данные на карте не обозначены.
Например, продажи хлоргексидина входят в ТОП-5 только в 7 регионах страны: Москве, Санкт-Петербурге, Московской области, республиках Татарстан и Удмуртия, Ярославской и Кировской областях. Продажи нафтизина входят в ТОП-5 уже в 10 регионах. При этом продажи ацетилсалициловой кислоты входят в пятёрку самых продаваемых лекарств в упаковках в более, чем 60 регионах страны.
«Визуализация данных – это один из наглядных инструментов, который позволит пользователям оперативно видеть различия в географических особенностях продаж лекарственных препаратов. Для построения стратегии продвижения своих товаров в конкретном регионе учитываются и представленные на интерактивной карте рейтинги по упаковках. Конечно, интересно и аналогичные распределения по стоимостному объему, и по средней стоимости упаковки. Интерактивная карта позволяет сразу увидеть регионы, которые похожи и их можно сгруппировать для того, чтобы в дальнейшем применить в них одинаковую стратегию продвижения», - говорит о возможностях использования данных генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк.
«Благодаря данным, которые предоставили коллеги из DSM Group, мы можем наглядно увидеть распределение продаж различных лекарств и аптечных товаров в масштабе страны. Думаю, это будет любопытно увидеть не только производителям и дистрибьютерам, но и более широкому кругу. Где-то в уровне продаж отражается более высокий уровень жизни и доступность лекарств, где-то свои региональные или культурные особенности и привычки, возможно, имеет своё значение степень представленности госпитального сегмента и уровень развития медицины в целом. Аналитические выводы могут быть различными в зависимости от того, кто и с какой точки зрения их интерпретирует», - говорит управляющий партнёр Marketing Logic Дмитрий Галкин.