22 April, 2024
Аналитическая компания Marketing Logic на основе открытых данных Росстата, собственной витрины данных и геоинформационных технологий составила рейтинг российских городов-миллионеров по доступности инфраструктуры общественного транспорта для жителей. Список возглавил Санкт-Петербург с шаговой доступностью (до 500 м) остановок общественного транспорта для 98,5% жителей, а замыкает Омск, где 9,5% жителей живут дальше 500 м от остановок общественного транспорта.
Аналитическая компания Marketing Logic, специализирующаяся на геоинформационных технологиях и анализе данных, подготовила исследование российских городов с населением от одного миллиона жителей. В административных границах каждого из 16-ти городов-миллионеров аналитики посчитали доли жителей, живущих в пределах 500 и 1000 метров до остановки общественного транспорта. Учитывались остановки всех основных видов маршрутного транспорта: автобусов, электробусов, троллейбусов, трамваев, а также станции метрополитена. Остановки для такси не входили в рейтинг.
Все расчёты проходили в геоинформационной системе Atlas: платформа выделила в отдельные полигоны все зоны доступности в радиусах 500 и 1000м от каждой остановки, после чего аналитики посчитали долю жителей, живущих в этих зонах доступности. Впоследствии города ранжированы по этому параметру от максимального значения к минимальному.
Город | Доля жителей, в 500 м от остановки ОТ | в 1000 м | |
1 | Санкт-Петербург | 98,46% | 99,95% |
2 | Ростов-на-Дону | 95,00% | 99,87% |
3 | Екатеринбург | 94,85% | 99,77% |
4 | Уфа | 94,43% | 99,71% |
5 | Нижний Новгород | 94,35% | 99,77% |
6 | Красноярск | 93,79% | 99,44% |
7 | Москва | 93,49% | 94,43% |
8 | Самара | 92,98% | 99,75% |
9 | Челябинск | 92,76% | 99,85% |
10 | Краснодар | 92,42% | 99,93% |
11 | Волгоград | 92,19% | 99,62% |
12 | Новосибирск | 91,45% | 99,65% |
13 | Пермь | 91,40% | 99,59% |
14 | Воронеж | 90,99% | 99,81% |
15 | Казань | 90,77% | 99,32% |
16 | Омск | 90,54% | 99,87% |
В ТОП-3 российских мегаполиса с максимальной пешеходной доступностью (до 500 м) остановок для жителей вошли Санкт-Петербург (98,46%), Ростов-на-Дону (95%) и Екатеринбург (94,85%). В ТОП-3 городов с минимальной доступностью вошли Омск (90,54%), Казань (90,77%), Воронеж (90,99%).
Москва расположилась на 7-ом месте в середине рейтинга: для 93,49% москвичей ближайшая остановка общественного транспорта находится не дальше 500 метров от дома. При этом в столице выше, чем в других городах рейтинга, доля тех, кто живёт дальше 1000 метров от остановки общественного транспорта — 5,57%.
В среднем 93% жителей российского мегаполиса живут в шаговой (до 500 м) доступности от остановки общественного транспорта. Если увеличить радиус до 1000 метров, то в него попадают уже 99% жителей. Для городов от 500 тысяч жителей до миллиона доли отличаются незначительно: 94% и 99% соответственно.
«В целом, как показывает наше исследование, инфраструктура общественного транспорта, если мы говорим о пешеходной доступности остановок, очень хорошо развита. Мы практически не видим городов с доступностью меньше 90%, т.е. для подавляющего большинства горожан остановки находятся в 500 метрах и ближе. Если исключить из выборки коттеджные посёлки и элитные ЖК, где жители в основном ездят на личных автомобилях, то доля будет ещё выше. При этом, надо подчеркнуть, что наше исследование показывает высокую потенциальную доступность, т.к. сетка дорог и остановки — это только два из необходимых условий, важен сам транспорт, его расписание, регулярность, удобство оплаты. Тем не менее, наши данные доступны, мы готовы их предоставить, если кто-то из городских администраций или организаторов транспорта захочет их использовать для развития или оптимизации работы общественного транспорта в российских городах», — говорит управляющий партнёр и генеральный директор Marketing Logic Дмитрий Галкин.