27 October, 2025
Розничная сеть «ВинЛаб» (Novabev Group), входящая в топ-3 алкогольных ретейлеров, внедрила автоматизированную систему управления ассортиментом «Атлас КМ», разработанную компанией Marketing Logic. Ретейлер представил систему на конференции TAdviser «IT RETAIL DAY». В 2025 году форум посвящён цифровым технологиям, в розничной торговле, балансу между технологическими возможностями и экономическими ограничениями, внедрению ИИ-аналитики, борьбе с киберугрозами и инновационным подходам.
Руководитель управления категорийного менеджмента, «ВинЛаб» Сергей Хвостиков рассказал о том, как интеллектуальная система «Атлас КМ» позволяет розничной сети из 1 650 магазинов по всей России управлять заказами, продажей, дистрибьюцией и мерчандайзингом более 10 тысяч SKU. Платформа в режиме реального времени отслеживает все ключевые показатели сети в каждом регионе присутствия магазинов и анализирует данные в различных плоскостях в зависимости от конкретных бизнес-задач. В первую очередь, система помогает оптимизировать и повысить эффективность и скорость работы коммерческий отдела, команды по формированию ассортимента магазинов и мерчандайзеров. Одним из основных преимуществ является существенное сокращение циклов планирования: до суток и часов, вместо недель. При этом, благодаря загрузке данных за предыдущие периоды система выполняет исторический анализ и прогнозирует результаты при различных долгосрочных и краткосрочных действиях.
«Типовая рабочая неделя в коммерции, она выглядит так: в понедельник мы выгружаем данные, во вторник мы приводим их к единому виду, в среду, наконец, мы их соединяем, а в четверг происходит что-то внезапное, какая-то задача после рабочего собрания в среду. И нужно все бросить и делать, и дай бог в пятницу человек начинает анализировать, но на самом деле это уже конец недели, сделать мы ничего не успеем, и с понедельника вся итерация повторяется. А решение-то надо принимать за 15 минут», - так Сергей Хвостиков описал основной запрос на быструю аналитику в ретейл-секторе.
Анализ параметров в «Атлас КМ» позволяет быстро реагировать на малейшие изменения спроса, корректировать параметры на всём протяжении жизненного цикла товара, а также проводить эксперименты и масштабировать их результаты на всю сеть с учётом географических и социодемографических особенностей.
Платформа по принципу «одного окна» обрабатывает данные о работе магазинов, продажах, объёмах поставок и их маршрутах, результатах акций и распродаж и предлагает варианты действий для поддержания оптимального ассортимента товаров в сети магазинов с учётом их формата, региона и особенностей логистики, а также рассчитывает показатели для увеличения продаж, снижения товарных остатков и дальнейшего планирования запасов.
«Дальше мы можем провалиться в конкретную область и на уровень товара. И здесь уже вся статистика по разным количествам показателей. И представление той же матрицы сразу показано через статистику продаж. И легко смотреть, делать рейтинги, успеваемость каждого продукта, его эффективность в виде доходности, количество магазинов без продаж, товарных запасов и так далее, наличие этого товара в магазинах. Но самое ключевое, что менеджер получает вот весь этот набор данных под рукой, и он может достать этот набор, он тут же может его реализовать: он может сразу перейти в блок администрирования и вводить, выводить товар, задавать им статус «открыт для заказа» или заблокировать его, если товар вроде как есть и надо, но он еще на склады не попал, поэтому пусть он дождется своего часа и тогда он откроется к заказу. Плюс, самое ключевое, что видение всей торговой сети можно адаптировать. Пользователь сам может это сделать. Ему не нужно обращаться к IT-специалисту для того, чтобы он настроил этот вид», - отметил основные преимущества системы спикер «ВинЛаб».
Руководитель управления категорийного менеджмента, «ВинЛаб» Сергей Хвостиков также поделился результатами внедрения:
«Вот, ожидаемый эффект. Мы получаем прирост продажи год в год 40%, в целом, после перераспределения пространства между категориями. А на уровне сети можно говорить о плюс 2% в рублях».
Автоматизированная система управления ассортиментом «Атлас КМ» интегрируется с ERP, DWH, 1С, SAP и другими корпоративными системами и гибко настраивается с использованием Python и no-code инструментов.